Статистика:

Заходите... Смотрите... Читайте...

четверг, 1 сентября 2016 г.

РУКОДЕЛИЕ

ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

Москва
1955
  

...

О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Наша советская семья воспитывает у детей лучшие качества нового человека, строителя коммунистического общества.

«Мы хотим,— говорил М. И. Калинин,— чтобы дети наши воспитывались в коммунистическом духе, чтобы им были привиты коммунистические принципы. Вы можете задать вопрос: а что такое коммунистические принципы?
Коммунистические принципы, если взять их в простом виде,— это принципы высокообразованного, честного, передового человека, это — любовь к социалистической родине, дружба, товарищество, гуманность, честность, любовь к социалистическому труду и целый ряд других высоких качеств, понятных каждому. Воспитание, выращивание этих свойств, этих высоких качеств и является важнейшей составной частью коммунистического воспитания».

Глубоко ошибается тот, кто думает, что коммунистическое воспитание должно начинаться с какого-то определённого, «сознательного», возраста, лет так с 14—15. Характер человека, его отношение к вещам и людям начинают складываться с первых дней его столкновения с внешним миром. И с первых же дней воспитание должно быть коммунистическим. Переучивать, перевоспитывать будет гораздо труднее.

Глубоко ошибается и тот, кто полагает, что воспитание заключается только в нравоучительных рассуждениях, внушениях и указаниях делай то и не делай этого. Каждое слово, сказанное при детях, каждый поступок взрослых в их присутствии — всё отражается на их формирующемся характере и обогащает их сознание новыми взглядами, представлениями и убеждениями. Детский характер, мягкий и восприимчивый, легко поддаётся воздействию и быстро изменяется. Детский ум, свежий и пытливый, стремится по-своему осмыслить все взаимоотношения между взрослыми, а каждое суждение, резко воздействующее на чувства, воспринимает как непреложную истину. Вот почему нам надо быть исключительно чуткими, осторожными и внимательными к своим словам и поступкам при детях.

Большой знаток детской души, талантливый советский педагог А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеётесь, читаете газету,— всё это имеет для ребёнка большое значение».

Говоря о детях, М. И. Калинин убедительно настаивает: «Главное — это быть честными с ребятами, следить за собой, воспитывать из наших ребят действительно хороших, действительно социалистических граждан — честных, храбрых, с развитым товарищеским чувством, дисциплинированных...».

Быть честным с детьми не всегда легко: часто приходится, воспитывая их, оглянуться на самих себя, проверить себя, а подчас и заняться перевоспитанием своих привычек. Тяжело себя перевоспитывать. Вот поэтому-то, из любви к своим детям, мы должны позаботиться о том, чтобы им не пришлось перестраивать себя. Легче сразу ставить их на правильный путь.

Иногда мамаши жалуются: «Я-то воспитываю правильно: уж слежу, слежу, глаз не спускаю, а вот другие...», и стараются отгораживать своего ребёнка от соседних детей из опасения дурного влияния.

Отдалять ребёнка от сверстников — значит подвергать его опасности вырасти эгоистом. Нелюдимый, противопоставляющий себя всему обществу, недоверчивый к людям — такой человек не будет полноценным гражданином. Слова «товарищ», «друг», «организация» будут для него лишены глубокого, волнующего содержания. Поэтому нужно не отстранять от дружбы со сверстниками, а способствовать этому, помогать научиться быть хорошим товарищем: здесь как раз закладываются Первые зачатки коммунистического товарищества, чувства ответственности перед коллективом.

К товарищеской заботе о других и взаимному уважению надо приучать детей и в семейной обстановке. Лучший путь — воспитание трудолюбия. Труд для других и объединяет детей, и формирует устойчивый характер, и пробуждает глубокие человеческие чувства, и помогает умственному развитию. И чем раньше приучается ребёнок к труду, тем легче он в дальнейшем воспринимает правильное воспитание.

«Труд имеет огромное значение в воспитании ребёнка,— говорит М. И. Калинин,— Нельзя воспитывать жизнедеятельного человека без труда».

Коммунистическое общество немыслимо без труда. Великий Ленин писал, что наши внуки с трудом смогут себе представить, «...как могли существовать люди, не занимавшиеся трудом».

Здоровый ребёнок, естественно, стремится к деятельности. Вовсе нет необходимости заставлять его трудиться помимо его воли и желания. Надо только умело направлять эту волю и желание на выполнение таких работ, которые ему интересны и посильны, которые постепенно усложняются и постепенно развивают убеждение в том, что работа — это и обязательное, и радостное применение своих сил. А работа для других, принесение пользы людям — это счастье. Не награда должна привлекать, а радость преодоления трудностей, радость победы. Это и будет началом воспитания коммунистического отношения к труду.

Ребёнку хочется применить свои силы. Когда он играет — бегает за мячом, упражняется с прыгалками, одевает куклу, что-то строит из кубиков,— он вовсе не ставит себе целью получить за это награду. И хорошо. Он просто играет. Самый процесс игры его увлекает. Вот этим и нужно воспользоваться, чтобы постепенно побуждать его к полезному применению своей энергии, приучить постоянно совершенствоваться в своих играх. Ребёнка не удовлетворяет достигнутое вчера, сегодня он хочет подбросить мяч выше, прыгать с большим числом препятствий, украшать кукольный уголок всё красивее и красивее. За это он не требует награды. Очень хорошо. Этим надо воспользоваться, чтобы разумно направить и развивать его инициативу, изобретательность. Развитие трудовой инициативы — одна из важнейших наших задач.
Прививая детям трудовые навыки, мы никогда не должны забывать о возрастных особенностях. На каждой ступени развития ребёнок по-своему, по-особенному воспринимает внешний мир, откликается на него. Поэтому приёмы воспитания должны всё время меняться.

До трёх-четырёх лет ребёнок только играет. Надо постараться заинтересовать его такой игрой которая развивала бы его разносторонне. Полезно менять игры, разнообразить их целевую сторону и постепенно усложнять, прививая ребёнку вкус к усложнению. Следует помнить, что в этом возрасте воображение и чувства сливаются с логическими рассуждениями и часто руководят поступками. Разумеется, в этом возрасте регулировать поведение воспитуемого путём длинных рассуждений и доказательств — бесполезно. Он поймёт, что вот так играть вредно и нехорошо, а вот так нужно и приятно — только потому, что в первом случае мама сердится, а во втором — радуется.

Дети чутки к радости. Стройте с восторгом дом из кубиков, и ребёнок потянется строить так же. Отзовитесь с чувством о красоте наряженной куклы, и он постарается нарядить её ещё лучше. А если мать сшила платьице и с умилением одевает куклу, то от этого один шаг к тому, чтобы дочь с удовольствием начала учиться шить такие же платья. В этом возрасте очень важно чутко следить за настроением и за утомляемостью. Если ребёнок заинтересовался полезной игрой и увлёкся, надо вовремя остановить, чтобы игра не наскучила. Но если ребёнок, затратив много усилий, достиг успеха, например удачно украсил свой уголок и спрашивает вас, «хорошо ли?», ни в коем случае не отвечайте безразличным «ничего» или равнодушным «хорошо, отстань». Надо внимательно посмотреть, учесть возможности ребёнка, его умение и дать оценку: вот это хорошо, а это плохо. При этом не скупитесь на выражение чувств.

В игры детей дошкольного возраста надо вводить задачи с возрастающей трудностью и такие поручения, которые постепенно перерастают рамки игры и становятся незаметно для ребёнка практическими уроками. Если задача оказалась очень трудной, следует помочь, но не выполнять за малыша самим. В этом возрасте похвала и порицание старших уже воспринимаются логически. И параллельно развивается стремление к товариществу. И ту и другую сторону мы должны старательно развивать. При этом не следует допускать, чтобы ребёнок хвастался перед сверстниками тем, что ему подарили или сделали для него, но пусть хвалится, если сделал сам. Это поощрит и товарищей к проявлению инициативы.

Взрослым, т. е. родителям и старшим в семье, следует откликаться на всякое действие малыша. Зачастую старшие дети, если их отделяет от младших разница более чем в 5 лет, считают для себя унизительным, скучным интересоваться делами «мелюзги». Против этого мы должны решительно бороться, ибо это противоречит духу коллективизма. Следует также внушать старшим детям, чтобы они не прибегали к мерам наказания или угрозы. Телесное наказание абсолютно вредно, кем бы оно ни применялось и за каким бы проступком ни следовало. Обычно побои являются признаком слабости самих родителей, их неумения сдерживать себя, а значит, и воспитывать самообладание в детях.

Постоянно порицать поступки, направленные на разрушение, и поощрять действия, направленные на созидание,— одно из основных условий для развития любви к общественно-полезному труду с самого раннего возраста. Мы должны постепенно развивать в ребёнке представление о семье как о трудовом коллективе, в котором каждый член ответствен перед всеми за свой участок. И это вызовет у ребёнка желание быть тоже полезным для семьи, когда он увидит, как хвалят и благодарят за выполненное поручение.

Если сломалась игрушка, пусть постарается починить. Не умеет сам — помогите. Может быть первоначально эта «помощь» выразится в том, что вы сами всё сделаете за него, но не отстраняйте малыша от активного участия в ремонте. Пусть подыскивает материалы, подаёт инструменты, выполняет подсобные работы. Советуйтесь с ним: а не лучше ли вот так? Пусть думает. Придумал неудачно — объясните ошибку, удачно — используйте его предложение и даже вынесите благодарность в присутствии его товарищей или других членов семьи. Отсюда один только шаг до начала самостоятельного строительства игрушек.

«Изготовление игрушек-самоделок,— говорит проф. Е. А. Аркин,— при умелом руководстве очень увлекает детей. Оно удовлетворяет их любознательность, открывает им «секрет» производства игрушек, знакомит их, так сказать, с технологией всего процесса. Дети бережно и аккуратно относятся к сделанным ими самими игрушкам. Учась уважать и ценить свой труд, они становятся более доступными для воспитания уважения к труду других».

С дошкольного же возраста следует привлекать к участию в коллективных «авральных» работах семьи, например в генеральной уборке перед праздником, в обработке огорода или сада. Не говорите «не мешай нам», а подыщите подходящую работу. Этим постепенно развивается представление о семье как о трудовом коллективе.

Трудовая привычка вырабатывается и путём самообслуживания. Пусть содержит в чистоте и порядке свой уголок. Пусть привыкнет постоянно убирать свою постель. Помощь старшим может выразиться в подаче на стол посуды перед обедом, в мытье посуды, в пришивании пуговиц, штопке чулок. При этом мы должны помнить, что каждое задание должно всё время усложняться и получать применение в связи с деятельностью семьи.

В школьном возрасте большая доля заботы о воспитании переходит к учителям. Но это никак не избавляет родителей от ответственности за правильный рост воспитуемого. Теперь уже средства привлечения к общественнополезному труду должны быть согласованы со школой.

Основная задача школьника — учиться. Но как член семейного коллектива, он не должен избавляться от всё более сложных и ответственных поручений. Зайти по пути из школы в магазин за продуктами, в детский сад — за младшим членом семьи, помочь матери в стирке белья, в починке одежды, посадить фруктовые деревья, поливать цветы, делать снежную горку для малышей — много найдётся таких задач, где школьник может оказать практическую пользу семье. Это поможет тому, что в более старшем возрасте он сам начнёт проявлять заботу о младших членах семьи.

Не страх перед наказанием, а опасение оказаться тягостью для окружающих — вот здоровая основа к преодолению трудностей и выполнению подчас неприятной, но нужной работы. Чувство коллективности — основа этих поступков. Наказание за невыполненную работу не всегда приносит пользу — оно может вызвать отвращение к труду; гораздо полезнее похвала и благодарность. В этом случае неполучение благодарности (плохо сделано) уже воспринимается как наказание. Но не следует слишком захваливать, чтобы не вызвать ложной горделивости. Выработка привычки трудиться на пользу другим — вот наша главная цель.

Самообслуживание и помощь родителям тесно связаны с рукоделием. Практика подсказывает, что без специальной подготовки и тренировки мальчик или девочка не может починить свой костюм или украсить свой уголок. Поэтому полезно учить детей самым простым приёмам шитья уже в дошкольном возрасте. При этом следует заметить, что рукоделие развивает руки, глаза, помогает воспитанию художественного вкуса, приучает к аккуратности, практичности, экономности, уважению к чужому труду.

Уже в пятилетием возрасте, когда ребёнок привык следить за порядком в своём кукольном уголке, надо постепенно вводить в игру первые, простейшие приёмы шитья. Например, разрешить детям из старых, поношенных вещей выкраивать для кукол простынки, салфетки, наволочки и т. п.

Девочки обычно с удовольствием принимаются за иголку. Надо научить их пользоваться ножницами, вдевать в иголку нитку, применять самые простые швы. Не следует бояться, что они уколются или порежутся; гораздо лучше, если они познакомятся с «опасными» инструментами под вашим присмотром, чем будут ими пользоваться украдкой и неправильно.

Мальчики обычно неохотно учатся шить. На это «немужское» дело они смотрят с презрением. Надо отцу или старшим братьям постараться разубедить их в этом неправильном мнении, доказать на примерах, что починить бельё, пришить оторвавшуюся пуговицу, вешалку к костюму — это обязанность самого человека, который ими пользуется. Хорошо в этом случае рассказать о фельдмаршале Суворове или другом герое, который умел сам обслуживать себя и гордился этим умением.

Полезно сводить детей на выставку образцов рукоделия. Это закрепит интерес и поможет развитию вкуса, поможет развитию стремления к совершенствованию.

Правильно поставленное с самого раннего возраста рукоделие способствует разностороннему развитию детей, воспитывает в них усидчивость, терпеливость, настойчивость в преодолении трудностей и любовь к порядку. Все эти качества будут полезны детям и в школе.

 
Серия «Троецарствие»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Гостям рад!!!