Журнал «КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР» * Мастер-класс на страницах журнала «КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР»

Где живут антикварные куклы
Лет двадцать тому назад никто из нас не мог себе представить, что волна увлечения коллекционными куклами просто захлестнёт Россию. В советские времена мы и не предполагала что кукла то-же считается предметом антиквариата и даже принимает полноправное участие в знаменитых аукционах Christie's и Sotheby's.
Судьбой вершит господин Случай. Нечаянная находка старинной куклы послужила началом интереснейшего увлечения, превратившемуся в Главное дело жизни Юлии Вишневской. Талантливая театральная художница стала собирательницей милых сердцу раритетов, антикварных кукол, изготовленных до XX века. Так больше 15 лет назад сложилась коллекция уже сейчас одна из значимых в мире. Именно Юлия Вишневская стояла у истоков профессионального коллекционирования в России кукольного антиквариата.
В 1996 году Юлия открыла в Москве первый в стране Музей Уникальных Кукол. Он сразу стол достопримечательностью и одним из центров культурной жизни столицы, покорив людские сердца тем, что подарил возможность увидеть и оценить подлинные произведения искусства, а их на сегодня в фондах Музея уже свыше 6 тысяч!
Как и на каких ценностях воспитывались наши прабабушки и прадедушки, во что играли дети прошлых столетий, какие шедевры создавали великие кукольные мастера, обо всем этом можно узнать благодаря деятельности Музея. В его витринах уютно расположились старинные «барышни» родом из Франции, Германии, Англии, России и даже из Японии. Широко представлена их одежда и обувь, шляпки и зонтики, украшения и дополнения к нарядам, предметы быта, столовое серебро и сервизы, миниатюрная мебель.
Чтобы собирать по-настоящему, нужно многое знать, и шаг за шагам Юлия с вдохновением открывала для себя этот многообразный и очень содержательный мир.
Далеко не многие частые и государственные коллекции мира могут похвалиться таким уникальным раритетом, как фрагмент кукольного платья относящийся к середине 50-х годов XVII-гo века или английской деревянной куклой того же столетия, только конца его, а в Музее Уникальных Кукол они есть!
В коллекции Музея больше всего фарфоровых кукол XIX века, когда в европейских странах, особенно в Германии и Франции, началось массовое производство фарфоровых красавиц. В семьях они стали непосредственными помощницами в воспитании детей и к ним относились очень бережно. С четырёх-пяти лет под присмотром гувернантки или бонны ребёнку разрешалось играть с любимицей, а так как у куклы были все необходимые предметы для жизни, то дитя с помощью взрослых училось правильно ими пользоваться. Посредством такой игры воспитаннику прививали навыки хороших манер поведения в обществе.
Есть в Музее куклы из Англии старинные деревянные, литые из воска, фарфоровые. Но центральное месте в экспозиции отведено «Английскому городскому дому» середины XIX века. Самый старый в коллекции, 1850 года, представляет сто типичный образец. В нём «живет» маленькие фарфоровые куколки, в доме есть камины, мебель из дорогих пород древесины, посуда, картины и даже маленькие игрушечки.
А знаете ли вы, что такое «кукла-парижанка»? Это изюминка коллекции — французская фарфоровая кукла, одетая по последней моде конца ХIX века. Их, пользующихся колоссальным успехом, изготовляли фирмы Леона-Казимира Бру и Пьера-Франсуа Жюмо. Благодаря такой «модной даме» каждая представительница состоятельных сословий могла не только познакомиться с последними тенденциями изысканных линий в одежде, но и заказать такой же туалет для себя.
Чудом сохранившиеся российские фарфоровые куклы фабрик «Журавлёва и Кочешкова», Дунаева и Федосеева  гордость коллекции Юлии Вишневской. В начале 20-х годов в результате борьбы «с буржуазными пережитками» по Указу Наркомпроса почти все куклы этих фабрик били уничтожены. Указ «для всех», а в доме у наркома просвещения, Анатолия Васильевича Луначарского, дворянина с родословной, уходившей в глубокое прошлое, супруга гордилась собранной ею коллекцией кукол. Некоторые из них сейчас находятся в Музее.
Коллекция Музея пополняется различными способами. Бывало, что ему дарили драгоценную родовую реликвию, так как её некому больше передать по наследству, говоря при этом, что в Музее кукле будет лучше. А кто-то принесёт красавицу на реставрацию да и оставит её. Иногда кукла в коллекции появляется после долгих поисков.
Хотя мы и говорим о нынешней популярности кукольного коллекционирования, таких собирателей, как Юлия Вишневская, в мире не много. Впрочем, антикварные куклы и их аксессуары стали потихоньку появляться в лавках древностей и салонах и в нашей стране, привлекая взоры покупателей и вызывая у них восторг. Многие из таких кукол вполне достойны стать экспонатами музея или частного собрания. И кто знает, быть может, с одной из них начнется чья-то новая коллекция?

* * *
Мастер-класс на страницах журнала «КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР»
Путешествие на моноцикле.
Как придумываются куклы, я до сих пор не понял. Иногда строчка из стихотворения послужит импульсом, а то и клочок старой тряпочки, а воображение тут же дорисует к нему всё остальное. Бывает, что случайное воспоминание принесёт образ, который фантазия неуёмно переделывает в новую куклу.
Последнее, пожалуй, более всего соответствует данному случаю: как-то давно, сереньким утром, когда почти уже проснувшиеся люди спешат кто на трамвай, кто на автобус, а тут, по дороге, среди машин, как-то так спокойно, почти величественно – молодой человек на моноцикле. В чёрном плаще, замотан шарфом. Сам по себе, вне суеты.
И кто-то, глядя на него, удивился, кто-то улыбнулся и проснулся, наконец. И день начался.
Вот так моноцикл и появился в моём творчестве, и, кажется, прочно обосновался.
А теперь займёмся куклой, которая будет путешествовать на моноцикле. Прежде, чем приступить к работе, можно нарисовать эскиз, я, правда, давно этого не делаю. Но определить, что и из чего делать – надо: голова куклы  папье-маше, туловище, ноги и руки выполняются из ткани и ваты, кисти рук лепятся из моделирующей массы, моноцикл из проволоки.
Голова куклы, как упоминалась, выполняется в технике папье-маше, если кукла большого размера, то и ладошки можно сделать в папье-маше. Можно и всю куклу сделать в этой технике, только следует иметь ввиду, что при высушивании фигурку может «повести».
А когда говоришь «папье-маше», то обычная реакция: да, знаю-знаю, мы во втором классе это делали.
Всё примерно так и есть, как во втором классе, только несколько сложнее.
Для работы нам понадобится:
трикотажная ткань, марля, вата, моделирущая масса, проволоки  толстая и тонкая, пластилин, газетная бумага, картон, мука или казеиновый клей, наждачная бумага, водоэмульсионные краска, белила, акварель, лак-фиксатив, лён для парика, цветные лоскуты.
Из пластилина лепим голову, учитывая толстый слой бумаги, следует помнить, что в готовом виде она будет больше по размеру. Вылепливается голова более рельефной, бумага потом сгладит эту рельефность. А носик максимально тонким вылепить, что бы в итоге он не получился слишком большим.
Мокрой газетной бумагой, разрывая её на узенькие полосочки, облепить заготовку. Этот «мочёный» слой не позволит в дальнейшем приклеиться пластилину к бумаге.
Следующий шаг – обклеить заготовку той же газетной бумагой, но уже с клеем. Клей можно заварить из муки. Если кукла большого размера и сложной конструкции, то можно использовать казеиновый клей – будет более прочной. В данной же работе использовать проще мучной клей. Наклеить 3-4 слоя, приглаживая плотно каждую бумажку, что бы внутри не оставалось воздуха. Затем эта работа откладывается на денёк в тёплое, но не горячее место. Она должна полностью просохнуть.
Высохшую заготовку разрезать на две части. Разрез лучше провести через боковые поверхности. Снять бумажную форму с пластилина. Если же снять не получается, то пластилин удалить по кусочку, осторожно вырезая его ножом.
Затем обе бумажные формочки тщательно очистить от оставшегося пластилина, иначе он может выступить жирным пятном на готовой кукле. Очищенные половинки соединить и склеить в единое целое. И вновь обклеить на 2-3 слоя. И на просушку. Сушить можно в духовке на слабом огне.
Начинается самая грязная работа  вооружаемся наждачной бумагой и выравниваем все шероховатости. Если обнаружатся слабые места, то ещё раз проклеить, высушить и отшлифовать. Когда поверхность станет прочной и гладкой, следует покрыть всё изделие водоэмульсионной краской, просушить и снова отшлифовать.
Далее можно использовать моделирующую массу, что бы подкорректировать детали или сгладить вредные ямки, если таковые остались.
Голова почти готова, можно приступить к росписи. Но я обычно перед этим обклеиваю её марлей. Делать этого вовсе не обязательно. Просто мне нравится тканевая фактура, она делает куклу более уютной и живой.
Моноцикл можно сделать из проволоки, предварительно обмотанной нитками. Свернуть колесо, концы закрепить теми же нитками, проклеить. Так же можно монтировать спицы и сиденье. Затем набрать объём на колесо с помощью моделирующей массы, просушить, отшлифовать и покрасить. Картонки, обшитые тканью, будут педалями. Сиденье обшить тканью.
Следующая задача – сшить туловище, руки и ноги. Здесь так же нет ничего сложного – из ткани и ваты скатать тонкие, плотные валики, по два валика на каждую ручку и ножку, прошить их, стараясь сделать поплотнее. Соединить в местах сгиба конечностей, сшивая с торца. Угол соединения частей должен соответствовать предполагаемому движению куклы. Затем ручки и ножки пришиваются к туловищу, которое представляет собой, на данный момент, тугую продолговатую подушечку… Получится нечто, напоминающее детский стишок: палка, палка, огуречик, появился человечек.
Теперь следует придать фигурке нужный объём. Словно из пластилина, добавляя к каркасу кусочек за кусочком, только в нашем случае это будет вата и ткань, в форме маленьких подушечек, пришивать их к каркасу, там, где это надо, постепенно набирая нужный объём. И когда вся фигурка будет готова, обшить её тканью, лучше, если это будет трикотаж.
И вот, когда у нас есть все составные части, их необходимо соединить. Что бы пришить голову к туловищу, на шею наклеить полоску ткани, как воротничок и за нижний край приштопать. Так же поступить и с ладошками.
Что ж, теперь, когда наша кукла готова к самому интересному: она, как и всякая девушка, желает быть самой нарядной и красивой и есть у неё небольшой каприз  прокатиться на велосипеде. И не просто на велосипеде, ей нужен моноцикл!
На сиденье усаживаем куклу, закрепить стоит несколькими стежками. Ножки установить на педали и закрепить ступни на педалях несколькими стежками.
Остался наряд для куклы. Что ж, это самое простое и сложное  нарядить девушку для прогулки по городу, да ещё на моноцикле. Достать все запасы ткани, разложить их по цветовой гамме, по фактуре. И понять, что же угодно нашей красавице.
Вот они  самые прозрачные и невесомые, как начало весны. Такими будут юбочки. По краю закрепить тонюсенькую проволочку, что поможет создать складки, словно ветер играет тканями.
И самое важное – причёска. Лён, постиранный, покрашенный и расчёсанный, как в старину, по прядке связывая нитью, сделать паричок. Приклеить клеем ПВА. Уложить.
И чтобы наша юная красавица осталась довольна – нужна шляпка, как же без шляпки… Кольцо из проволоки обтянуть тканью, сверху и снизу стянуть к центру – это поля шляпы. Теперь колпачок из этой же ткани и шарф с кистями.
Ну и последний штрих  фотография на память.

Мозаичная техника плетения Цветочки из остатков пряжи Gothic butterfly bracelet Бюст для хранения украшений
КЛАТЧ (шьём сами) Мастер-класс по завязыванию галстука Чехол для мобильного телефона из текстиля Повязка для девочки
Ромашковая шкатулочка для рукоделия Таких розочек у меня еще не было... Литопсы - солнечный олимп «В поисках времени»
How to knit a bear-infants Knitted log Серьги-бусины Цветочный горшок своими руками
Необыкновенные силуэты из бумаги Делаем рамку в технике оригами для фотографий Бумажный АРТ Делаем сами газетные сережки из звездочек оригами
Модульные подставки под горячее из фетра Интересный декор коробочки тканью в технике оригами Нежный букет с Ферреро Роше Ёлочка из модулей
Ремесло кукольника или попробуй вылепить из ... Рисовая бумага Обратный декупаж — новогодняя тарелка Браслет из каменной крошки
Шкатулка из пластиковых бутылок Тапочки — игольницы Капельки на проволоке Кольцо из полимерной глины
Цветочные серьги–шары из запекаемой полимерной глины Игрушка-гусеничка за час Вязаное пальто «Лабиринты Ехо» Урок: проволока с памятью
«КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР» Учимся делать новогодние маски «Цветочная фантазия» Змейка из полимерной глины за 5 минут

Комментариев нет:

Отправить комментарий